Уважаемые родители!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ГОРЯЧУЮ ЛИНИЮ ОТДЕЛА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Ассоциации попечителей образования
посвященную соблюдению законности при организации благотворительной помощи детским садам и школам Саратова и Энгельса.
E-mail: popsovet@yandex.ru
Требования к организации попечительских советов
телефоны в Саратове - 72-23-28, 72-23-25. телефон в Энгельсе - 70-14-89.
Требования к организации внебюджетной деятельности
Организация деятельности попечительского совета образовательного учреждения.
Требования |
Правовое обоснование |
Мера ответственности |
Попечительский совет является формой самоуправления образовательного учреждения. Порядок выборов попечительского совета образовательного учреждения и его компетенция определяются уставом образовательного учреждения. |
ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями 2.Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.
Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения 1. Попечительский совет общеобразовательного учреждения (далее именуется – попечительский совет) является в соответствии с п. 2 статьи 35 Закона Российской Федерации «Об образовании» формой самоуправления общеобразовательного учреждения. Порядок выборов и компетенция Попечительского совета определяются уставом общеобразовательного учреждения. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) V. Управление общеобразовательным учреждением 69. Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом общеобразовательного учреждения.
|
В случае отсутствия в уставе образовательного учреждения порядка выборов и компетенции попечительского совета деятельность такой структуры может быть признана незаконной. (Здесь не рассматривается деятельность попечительских советов, выступающих в формах общественных объединений или некоммерческих организаций). В случае если таковая деятельность имела материальные последствия - сборы членских или благотворительных взносов представителями незаконных органов самоуправления, покупка и передача товарно-материальных ценностей, оплата услуг и иных обязательств образовательного учреждения то совершенные операции могут быть опротестованы и признаны недействительной сделкой не соответствующая закону или иным правовым актам. Незаконно собранные членские или благотворительные взносы должны быть возвращены лицам или организациям, их осуществлявшим. ГК РФ Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
ГК РФ Статья 167. Общие положения о последствиях недействительности сделки 1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. 2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
|
При организации деятельности попечительского совета необходимо учитывать ограничения в определении целей сборов дополнительных внебюджетных средств. Данные ограничения не касаются финансовых посредников – попечительских советов, являющихся самостоятельными юридически лицами. |
Не допускается привлечение денежных средств на счета образовательных учреждений на те цели, которые уже финансируются из бюджета. Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в статье 29 Закона «Об образовании»: подпункт 6.1. изложить в следующей редакции: "6.1.) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации". МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 14 мая 2001 г. N 22-06-648 ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (извлечение). «Родители не обязаны финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, а лишь вправе оказывать посильную материальную помощь исключительно на добровольной основе. Однако руководство общеобразовательных учреждений часто оказывает грубое давление на обучающихся, воспитанников и их родителей, вынуждая последних осуществлять не предусмотренные законом денежные платежи…. Не допускается сбор денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся, воспитанников образовательных учреждений на обеспечение хозяйственных нужд, проведение ремонтных работ, доплату обслуживающему персоналу и педагогическим работникам за осуществление педагогической деятельности в рамках обеспечения основных образовательных программ.
|
С учетом изложенных норм действующего законодательства требования, обращенные к физическим и юридическим лицам об оплате на счет образовательного учреждения хозяйственных расходов, технических средств обучения, учебных пособий, расходных материалов, ремонтных работ, доплаты педагогическому или техническому персоналу, расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, а также иных обязательств образовательного учреждения является противозаконным (независимо от того, кому оно адресовано). В соответствии со статьей 179 Гражданского кодекса РФ сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (так называемая кабальная сделка), признается недействительной (по судебному иску потерпевшего, либо по представлению прокуратуры)
ГК РФ Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
ГК РФ Статья 167. Общие положения о последствиях недействительности сделки 1. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. 2. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
|
Попечительский совет, не являющийся юридическим лицом, не имеет права осуществлять самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, приобретать и осуществлять имущественные права. Наличные денежные средства должны сдаваться в кассу образовательного учреждения с соблюдением требований кассовой дисциплины, либо денежные средства должны поступать на счет ОУ через кредитные учреждения. Наличные денежные средства должны быть оприходованы в кассу образовательного учреждения (либо попечительского совета – самостоятельного юридического лица) и сданы в банк |
ГК РФ Статья 49. Правоспособность юридического лица 3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт 2 статьи 51) и прекращается в момент завершения его ликвидации. Статья 48. Понятие юридического лица 1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Если попечительский совет выступает как общественное объединение, не обладающее правами юридического лица, то осуществление им самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности также невозможно, так как в соответствии с ст. 30, ст.32 Закона РФ «Об общественных объединениях» имущественные права возникают только у общественных объединений, являющихся юридическими лицами. Закон РФ «О бухгалтерском учете». Статья 9. Первичные учетные документы 1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ
ИНСТРУКЦИЯ от 4 октября 1993 г. N 18 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках). 3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. 6. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные обслуживающими банками.
Министерство образования российской федерации. Письмо от 23 августа 2000 г. N 22-06-922 «О соблюдении законодательства российской федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях»… 5. Исключить случаи взимания денежных средств с родителей обучающихся без соответствующих кассовых операций, установленных финансовыми и контрольными органами. |
КоАП РФ Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. |
Охрана образовательного учреждения, дополнительное питание детей, проведение праздничных и концертных мероприятий (платные дискотеки, вечера, спортивно-оздоровительные секции), покупка дополнительного оборудования, услуги гардероба и дополнительной уборки помещений и т.п. – являются дополнительными услугами, сопутствующими образовательному процессу. Следовательно, прием администрациями образовательных учреждений (либо попечительских советов – самостоятельных юридических лиц) от населения наличных денежных средств за услуги, сопутствующие образовательному процессу должен осуществляться либо с применением контрольно-кассовой машины, либо путем перечисления на расчетный счет в банк.
|
В соответствии со ст. 2 п. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 25 апреля 2003 года денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Письмо Минобразования РФ от 23 августа 2000 г. № 22-06-922 "О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях" … …Неквалифицированное оформление документации, необходимой для организации платных услуг, приводит к финансовым и иным нарушениям, в том числе к принудительному сбору наличных денежных средств родительскими комитетами, попечительскими советами и др. При проверках общеобразовательных учреждений подтверждаются факты сбора денег на дополнительные занятия с неуспевающими обучающимися, доплату учителям и обслуживающему персоналу, содержание охраны, проведение ремонтных работ, покупку школьного оборудования и других нужд общеобразовательного учреждения. … 5. Исключить случаи взимания денежных средств с родителей обучающихся без соответствующих кассовых операций, установленных финансовыми и контрольными органами.
|
КОАП РФ Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно - кассовых машин
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. |